пятница, 31 июля 2020 г.


Продолжение
Излюбленным местом отдыха пятигорчан и корортников является парк «Цветник». Его появление – также заслуга братьев Бернардацци.
Летом 1825 г. очищенный от строительного материала и мусора большой бугристый пустырь перед новым зданием Николаевских (ныне Лермонтовских) ванн по указанию генерала Емануеля и по плану Бернардацци был распланирован под площадь с небольшим партером. На пустыре находился естественный бассейн, где собирался избыток минеральной воды. Осенью низкие и неровные места пустыря были подняты насыпной землею до уровня нового бульвара. Бассейн был вычищен, ему была придана правильная форма. Вытянутый участок между бассейном и ваннами был превращен в партер-композицию из клумб, травянистых газонов и невысоких кустарников различных пород, большей частью взятых из местных лесов. На узорных клумбах были высажены цветы более сорока сортов. На песчаных дорожках партера были поставлены зеленые лавочки, а в его центре-тумба с солнечными часами. К сезону 1829 года все работы были закончены. Новый партер получил название Николаевского цветника, т.к. находился перед Николаевскими ваннами. В 1830 г. западнее Николаевских ванн был сооружен грот Дианы и Ермоловская аллея из акаций и роз.
Грот Дианы - одна из наиболее старых и известных достопримечательностей Пятигорска.
В 1810-х годах отсюда начиналась пешая дорожка с лестницей, ведущая к главным Александровским ванным на Горячей горе.
Летом 1829 года генерал Г.А. Емануель предпринял военную экспедицию к подножию Эльбруса с целью составить военно-топографическую карту этого района. По предложению генерала в экспедиции участвовало несколько петербургских академиков, которые изучали неизвестный край с точки зрения минералогии, физики, ботаники и зоологии.  Военная и научная экспедиция прошла успешно. Но самым неожиданным ее результатом стало первое официально зарегистрированное восхождение человека на Эльбрус. Его совершил 10 июля 1829 г. проводник кабардинец Килар Хаширов. В честь этого события генерал тотчас по возвращении на Горячие Воды распорядился изготовить две чугунные памятные плиты в человеческий рост с текстом, в котором описывалось памятное событие. Вероятно, Емануель планировал установить плиты на месте стоянки  экспедиции, но трудности с доставкой подсказали идею установить плиты на Горячих Водах, соорудив тут искусственный триумфальный грот в форме горы Эльбрус.

Проект грота составил Джузеппе Бернардацци, кстати, тоже участник этой экспедиции. Грот был построен  осенью 1831 года.
Сводчатый грот с тремя входами был сложен из пепельного туфа. Главный вход, подобный триумфальной арке, украшали две дорические колонны из светлого машукского камня. Два боковых входа, восточный и западный, видимо, символизировали две вершины Эльбруса. Пол грота был вымощен тесанными плитами. У внутренней стены, облицованной «готической плиткой», на кронштейнах была укреплена полукруглая скамья из шлифованных плит. В середине был поставлен на пьедестал стол из полированного камня (разбит в 1838 г). У стен грота поместили чугунные памятные доски. 
Грот стали именовать гротом Дианы, в честь древней богини, которая, согласно мифам, любила отдыхать в тенистых гротах. Перед гротом сделали полукруглую площадку и разбили Ермоловскую аллею, идущую от Главного бульвара до верхних Ермоловских ванн. Аллею обсадили белыми акациями и кустами роз и оградили деревянным барьером. Склоны вокруг грота украсили деревьями, кустарниками и зеленым дерном, по которым провели наверх дорожку зигзагом.
Грот Дианы связан с именем М.Ю. Лермонтова, который не раз бывал здесь. За неделю до гибели, вечером 8 июля 1841 года, Лермонтов с друзьями устроил в честь дам «сельский бал» перед гротом, украшенным зеленью, коврами и цветными фонариками. Военный оркестр располагался над гротом.
В 1909 году  памятные плиты о покорении Эльбруса сняли и перевезли в Тифлис, а отлитые копии хранятся в Пятигорском краеведческом музее.
Выше Академической галереи и по склонам Эоловой горы до Лермонтовской улицы широко раскинулся старейший пятигорский парк, который носит имя своего основателя – генерала от кавалерии Георгия Арсеньевича Емануеля, героя Отечественной и Кавказской войн.
При посещении Вод осенью 1827 г. генерал Емануель обратил внимание, что елизаветинский и Михайловский источники и их окрестности недостаточно обустроены. По предписанию генерала Джузеппе Бернардацци составил планы благоустройства этой местности и приступил к их осуществлению. За три года (1828-1830) треугольная местность между источниками и нагорной дорогой совершенно преобразилась.
Вот как описывает Емануелевский парк современник А.С. Пушкина, В.Б. Броневский: «Между трех гор, крутых и высоких, появился сад в английском вкусе, в коем соединены все искусственные и природные красоты. Тут павильоны, беседки, гроты, крытые аллеи, кусты, цветы; там водопады, пропасти, пещеры и провалы; а здесь скалы, по отвесу падающие, украшенные пышной зеленью долин, иссечены зигзагами и обсажены клумбами ароматических кустов». Теперь прогулки к источнику стали интереснее и занимали несколько часов. 
Ландшафтная архитектура парка Эммануэля в 1831 году пополнилась беседкой Эолова арфа. Беседка расположена на скале севернее Академической галереи, на самом краю обрыва. Это сооружение давно уже стало своеобразной эмблемой пятигорского курорта.
Летом 1829 г. генерал Емануель, осматривая новый парк (ныне Емануелевский), предложил возвести на трех вершинах парка павильоны, чтобы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что планируемое под него место почти всегда продувалось ветрами. В начале 1830 г. Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов.
Павильон Эола представлял собой небольшой восьмиконечный моноптер дорического ордера, с решетчатой оградой, перилами и лавками между колонн. 
Сооружение беседки началось весной 1831 г. Для цоколя и колонн использовали машукский известняк, а для антаблемента и купола – оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. В центре беседки планировалось поставить статую Эола. Но главный доктор Вод Ф.П. Конради предложил вместо нее установить оригинальный музыкальный инструмент-эолову арфу, широко распространенную в Европе. Уличная арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания жильных струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра звучание арфы менялось от тихого до громкого. На главке купола находился металлический флюгер, который имел указательную стрелку, выведенную внутрь купола, где на плафоне была изображена «роза ветров» с их названиями на французском языке. Беседка Эолова арфа стала последним сооружением, построенным при генерале Емануеле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод.
Ещё одним примечательным местом стал грот Лермонтова, он расположился на склоне Эоловой горы, ниже беседки недалеко от Академической галереи. 
В 1829 г., во время устройства зодчими Бернардацци «английского» парка около Елизаветинского и Михайловского источников были сделаны два романтических грота: большой и малый. Первую пещеру случайно обнаружили в скале севернее Елизаветинского источника. По предложению Бернардацции грот немного углубили и высекли внутри боковой уступ для сидения. Около пещеры на каменной подпорной стене устроили площадку и провели дорожку, которая с одной стороны граничила со скалой, а с другой была обсажена ясенем и обложена дерном. Из большого грота, по словам доктора Ф.П. Конради, было интересно наблюдать за «водяным обществом» у Елизаветинского источника. 
Летом 1837 года М.Ю. Лермонтов нарисовал картину «Вид Пятигорска», на которой изображен и большой грот. В 1860-х годах грот стали называть Лермонтовским, так как считали, что отсюда поэт любил наблюдать за «водяным обществом». 
Если от Михайловской галереи ныне спуститься по каменной лестнице вниз, перейти бульвар и подняться на противоположный, северный склон Горячей горы, то здесь еще можно увидеть следы разрушенного грота со скамейкой, высеченной в скале в том же 1829 году. Этот грот, позднее названный «гротом под флагштоком», был меньше первого. К нему от кислосерного колодца вела удобная дорожка, обсаженная с двух сторон виноградными лозами. Вероятно, именно малый грот описан в лермонтовской «Княжне Мери», как место случайной встречи Печорина и Веры. За полтора века своды малого грота обрушились и он превратился в нишу с каменной скамьей.
Ландшафтная архитектура Пятигорска всего лишь часть большой проделанной работы братьев Джузеппе и Джованни Бернардацци на территории Кавказских Минеральных Вод.
Джузеппе Бернардацци умер в 1840 году в возрасте всего 52 лет. Всего на два года пережил брата и Джованни. Можно сказать, что братья – архитекторы буквально «сгорели» на работе, так они были увлечены созданием новых проектов.  Кавказский наместник князь М. Воронцов доносил императору: «После смерти братьев Бернардацци, оказавших величайшую пользу делу, которому они посвятили труд свой, на Водах нет никого, достойного нести имя архитектора…». 
На старом пятигорском кладбище каким-то чудом уцелело травертиновое надгробие братьев Бернардацци. Но лучшим памятником талантливым и самоотверженным зодчим стала воплощенная в камне фантазия мастеров в разных уголках Кавказских Минеральных Вод, прежде всего – неповторимый город у подножия Машука.

Список зданий и проектов, построенных братьями Бернардацци:
 В Пятигорске — Ресторация, Николаевские (ныне Лермонтовские) ванны, грот Дианы, беседка Эолова арфа, галерея над Елизаветинским (ныне Академическим) источником, дом для неимущих офицеров (в 1837 — гор. комендатура, ныне курортная поликлиника), дом Е. А. Хастатовой (не сохранился), дома Арешевых (в одном из них Лермонтов познакомился с Белинским; не сохранились), садик против Николаевских ванн (ныне Цветник), Казенный сад (теперь Парк культуры им. Горького) и др., а также прямая дорога от Пятигорска до Железноводска, по которой Лермонтов ехал перед дуэлью. В Кисловодске Бернардацци построили Ресторацию (не сохранилась), дом А. Ф. Реброва (не сохранился). 


В статье использованы материалы, фото и иллюстрации из следующих источников:


       Литература:
Боглачев, С.В. Архитектура старого Пятигорска/С.В. Боглачев. -Пятигорск: Издательство "Снег", 2007. - 520 стр.; 1031 илл. и порт., 38 карт. - ISBN 978-5-903129-02-7. -Текст: непосредственный
        Интернет-ресурсы:
http://wikiredia.ru/wiki/Файл:Бернардацци_памятник.jpg





Комментариев нет:

Отправка комментария