вторник, 21 июля 2020 г.



В романе Р. Уоллера «Мосты округа Мэдисон» фотограф Роберт Кинкейд приезжает в округ Мэдисон, чтобы сделать серию снимков крытых мостов по заказу National Geographic.
Последовать примеру героя и найти удивительные по своему архитектурному стилю мосты можно в г.Ставрополе и его окрестностях.
Эти мосты и виадуки - остатки Армавир-Туапсинской железной дороги, построенной в 1909 г.
Армавир-Туапсинская железная дорога была одной из последних железных дорог России, где сохранялась паровая тяга. Железнодорожная ветка Армавир - Ставрополь заработала в 1916 г. Но во время гражданской войны была частично разрушена, и из-за частых оползней в 1922 г. дорогу закрыли и более не восстанавливали.
Мосты известны как «немецкие», поскольку в их строительстве принимали активное участие инженеры из Германии и Бельгии.



Сегодня некоторые мосты используются как автомобильные, другие полностью или частично разрушены.
Самыми интересными же с архитектурной и эстетической точки зрения являются два крупных немецких моста – виадука Мамайский и Новокавказский. Их высота примерно 18-20 метров. И эти мосты облюбовали любители скалолазания.
Пожалуй, наиболее знаменитым артефактом дороги является "немецкий" мост, который за 90 лет бездействия теперь плотно окружен Мамайским лесом.
Высота моста около 20 метров. Прогулка к "немецкому" мосту - одно из развлечений ставропольской молодежи. Мост также очень любят ребята из всяких альпинистских клубов. Здесь регулярно проходят разные тусовки, соревнования.В выходные дни  всегда кто-то спускается или прыгает с тарзанки.
Неподалеку от Ставрополя сохранился брат-близнец "немецкого" моста - его называют Новокавказским (точнее, их два – Малый и Большой). Здесь степь да холмы кругом.


Участок "Туапсинки" от Ставрополя до Армавира был самым сложным. Каждая верста дороги здесь обходилась в 80 и более тысяч рублей серебром. Такой уж рельеф. Но расчетливые ставропольские купцы не зря давали деньги на строительство. 90 лет без обслуживания, а мост хорошо сохранился.
В отличие от "немецкого" моста в лесу, эти подвержены воздействию стихии, здесь проходит узкий ветровой коридор.
Первая мировая война помешала завершению проекта. К тому же, дело тормозили сложный географический ландшафт, оползни.
Гражданская война окончательно уничтожила железную дорогу: на ее стратегических участках то и дело шли кровопролитные бои с использованием бронепоездов.
Туапсинская железная дорога навсегда вошла в историю Ставрополя: дала название одному из районов-«Туапсинке», ведь ее пути проходили через улицы старого города.
Строения старинной «железки» даже век спустя поражают свое долговечностью. С технической точки зрения магистраль не имела себе равных в России и могла сравниться лишь с железными дорогами в Альпах. Говорят, что мосты участка Ставрополь-Армавир являются самыми старыми бетонными балочными мостами России.

Источники:
Беликов, Г.А., Савенко, С.Н. Облик старого Ставрополя/Г.А. Беликов, С.Н. Савенко. – Ставрополь, 2007. - 496 с.: ил.
Гаазов, В., Лец, М. Ставрополь и его окрестности. Ставрополье в названиях/В.Гаазов, М.Лец. - Москва, 2006. – 720 с.
45 чудес Ставрополья: фотоальбом. - Ставрополь, 2016.- 124 с.: фот., илл.
Фото и информация с сайта:
https://stav26.livejournal.com/25643.html

Комментариев нет:

Отправка комментария