четверг, 2 июля 2020 г.



«Мы родом…»: русские на Северном Кавказе
Ставрополье - земля, лежащая на перепутье Европы и Азии, на великих торговых дорогах древности. Веками менялся этнический состав населения края. Большие перемены в этническую карту ставропольских земель принесло их заселение русскими, которые стали основным этносом региона и составляют 80,9% всего населения края (согласно переписи 2010 г.).
Первые поселения  русских на Кавказе появились в 70-80-х годах X в. во времена походов великих русских князей Святослава Игоревича на хазар, Владимира против печенегов. В это же время на западной конечности Кавказа, на Тамани и в устье Кубани возникает русское Тмутараканское княжество. Оно стало началом дороги проникновения славян на бескрайние степи Предкавказья, в том числе нынешнего Ставрополья. Тмутараканское княжество просуществовало недолго, в 12 веке весь Северный Кавказ был захвачен монголо-татарами, в итоге Золотая Орда вытеснила славян с южных земель. Новые русскоязычные поселенцы – донские и терские казаки, появляются на Кавказе около XVI в.
В середине 15 века на восточной территории Малой Кабарды, в районе слияния рек Сунжи и Терека стали образовываться русские крепости, самая крупная из них - крепость Терки. Так зародилось терское и гребенское казачество.
После присоединения Крыма российская императрица Екатерина II поставила цель: двинутся дальше на Кавказ. В 70-е годы 18 века началось завоевание и освоение Северного Кавказа. Так в 1777 году была построена Азово-Моздокская линия, которая была необходима из-за русско-турецких войн, на этой линии возникли крепости, из которых выросли города: Ставрополь, Георгиевск, Моздок. Крепость на реке Ташла – Ставропольская (будущий город Ставрополь) - самое сильное укрепление на всей Азово-Моздокской линии. У крепостных стен возникают станицы и другие русские поселения.

С этого времени степные земли Северного Кавказа, включая и нынешний Ставропольский край, начинают активно осваиваться русскими переселенцами.  
Основным типом крестьянских поселений были крупные села и станицы.
Одним из первых русских селений в степном Предкавказье было село Солдато-Александровское. Село основано в 1778 году на реке Куме. Само название села говорит о его происхождении: оно было основано отставными солдатами.

В 1779 году основаны села Мамайка (Надежда) и Калиновское. Села получили свои названия от рек. Крестьяне – переселенцы первое время по прибытии на Кавказ располагались лагерем возле Ставропольской крепости, а затем облюбовывали себе место для постоянного жительства и строили там дома, хозяйственные строения.  Это были главным образом переселенцы из малоземельной Курской губернии.
Целый ряд сел появился в 1784 году: Михайловское на р. Ташле, на р. Куме-Александрия, Обильное, Отказное, Нивы, Новозаведенное.

В верховьях р. Мокрая Балка поселились выходцы из Орловской и Тамбовской губернии, заложив село Круглолесское. На р. Томузловке расположилось село Чернолесское.
Наибольший приток русских сюда приходится на XIX век, когда государственным крестьянам, которые были лично свободными, разрешено было переселиться на Кавказ из внутренних губерний России. Наряду с крестьянами на Кавказе стали селиться отслужившие солдаты.
К 1833 году в Кавказской области насчитывалось более сорока селений выходцев из российских губерний.
Путь крестьян на Северный Кавказ был долгим и сложным. Много дней тянулись по дорогам России крестьянские телеги, груженные нехитрым скарбом, с детишками, стариками.
Первоначально ставропольские села и станицы имели вид небольшой крепости. Попасть в них было непросто. На въезде - ворота с подъемными мостами. Жители окапывали село рвом или канавой, обносили забором из хвороста.
В центре села находилась церковь, к которой примыкала площадь. На площади располагались продуктовые лавки, трактиры и постоялые дворы. Обычно село имело две-шесть продольных и несколько поперечных улиц.
Дворы у старопольских крестьян и казаков были, как правило, большие, просторные. Планировка домов первоначально (XVIII - первая половина XIX века) повторяла типичные русские рубленные избы центральной России, но затем стала испытывать влияние домостроительства донского казачества, украинцев и других переселенцев с Юга России. К концу Кавказской войны леса были вырублены и основным типом крестьянского жилища становятся саманные дома (саманный кирпич изготавливался из глины, смешанной с соломой и навозом), в которых устанавливалась русская печь. Отапливали жилища соломой, сухим бурьяном, «объедьями» - оставшимся несъедобным кормом. Освещали комнату подвешенным к потолку светильником и самодельными свечами. Пол в доме был земляной. Крыши домов крыли камышом или соломой. Интерьер в крестьянских домах был незатейлив и не отличался разнообразием. Вся обстановка комнат делалась в основном руками крестьян.
Жилище зажиточных крестьян строилось на каменном фундаменте, было многокомнатным, крыша крылась железом.
На дворе размещались хозяйственные постройки-амбары, загоны для скота, конюшни, навесы для хранения инвентаря. За двором находился огород.
Землю пахали с помощью тяжелого плуга, который тащили несколько пар волов или лошадей. Сеяли в основном пшеницу, ячмень, овес, лен.
В долине реки Кумы стали выращивать лучшую в губернии капусту. Села Московское, Михайловское, Пелагиада, Донское славились своими фруктовыми садами. В селе Прасковейском разводили прекрасный виноград, во Владимировке - превосходный лук.
На Ставрополье крестьяне разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец.
Наибольшее развитие в губернии получил извозный промысел - чумачество. Извозом занимались крестьяне, в достатке имевшие лошадей и волов. Они возили различные грузы на подводах и мажарах. В основном это было зерно, которое доставляли в Ростов-на-Дону, Кизляр и другие города.
Русские переселенцы приносили на Северный Кавказ традиционную культуру своих губерний. В свою очередь,  между ними и другими переселенцами, горскими и кочевыми народами устанавливается тесное взаимодействие, взаимный обмен хозяйственным опытом, бытовой культурой. В быт, материальную и духовную культуру русских проникали самые разнообразные элементы культуры народов Северного Кавказа. Так, уже в 17 веке те из кавказцев, кто жил в крепости Терки, стали строить себе дома по русскому образцу-с печью вместо дымаря. Обзаводились также русской мебелью и посудой. Очень полюбились горцам, например, самовары. Русские, в свою очередь многое переняли у горцев: казаки стали использовать двухколесную арбу, запряженную быками, легкий плуг и др. Еще в 16 веке казаки переняли у кабардинцев форму одежды и снаряжение, стали использовать горское оружие и «седелечко черкасское». Одежду и украшения на манер горских носили и женщины-казачки.
Русским на Северном Кавказе потребовалось освоить новые сроки посева и уборки, вывести новые породы скота, приспособленные к местным природно-климатическим условиям. В частности, русские освоили винокурение, выращивание марены, изучали металлообработку. В то же время русские и другие славянские переселенцы способствовали развитию на Северном Кавказе садоводства и огородничества, строительных навыков и др. Даже в условиях Кавказской войны продолжало развиваться хозяйственное и культурное взаимодействие русских с горскими народами. Широко были распространены добрососедские отношения, включая куначество и родственные связи. У многих народов Северного Кавказа существуют фамилии, которые ведут свои родословные от русских, а среди русских - фамилии, родоначальниками которых были горцы.
Во второй половине XIX века складывается единый культурно-бытовой комплекс русских на Северном Кавказе, который в то же время характеризовался локальными различиями, связанными с особенностями взаимовлияния традиционной культуры переселенцев из различных губерний России с культурой других групп славянского населения и горских народов. Складываются ментальные особенности русских данного региона - более независимых, инициативных, чем в Центральной России. В быту усиливается влияние городской культуры, моды, что ведет к унификации народной одежды на основе вытеснения ее традиционных форм фабричными, но с включением элементов одежды, заимствованной у местных народов: бешметы, меховые штаны, кавказские пояса и т. д.
Основу женского костюма в к.19-н.20 вв. составляли юбка с кофтой и рубаха. В начале 19 в. Наряду с рубахами и юбками, носили также ситцевые сарафаны, привезенные с собой на Северный Кавказ переселенцами из Воронежской губернии.
В н. 20 в. Вошли в моду «парочки» - юбки с кофтами, сшитые из одного материала. В качестве зимней верхней одежды носили «кохты» или «пальтушки» на вате, «шубки»-черные суконные пальто на вате с меховым воротником.
Необходимой принадлежностью женского костюма были платки и шали. В начале 19 века ставропольские крестьянки носили, кроме того, кокошники и позатыльники. Во второй пол. 19 в. Женщины носили небольшой платок-подшальник, а некоторых селах, как в станицах,  женщины носили шлычку-небольшую шапочку в форме чепчика, надевавшуюся на пучок волос.
Комплект мужской одежды состоял из рубахи и штанов. В к. 19 века в моду вошли косоворотки. Носили рубахи по-русски, навыпуск, подпоясав кушаком или поясом. Щеголи носили кавказские кожаные пояса с металлическими наборами.
Поверх рубашки надевали зипуны, кафтаны, с середины 19 века - халаты, бешметы. Бешметы ставропольские крестьяне заимствовали у казаков. Которые в свою очередь, переняли их у горцев. Также праздничной верхней одеждой были поддевки.
Зимой мужчины надевали овчинные дубленые полушубки черного цвета.
С 1833 г., когда более 30 сел губернии были преобразованы в станицы, там распространилось ношение черкесок, бурок, бешметов, поясов с кавказским набором.
В качестве головного убора крестьяне носили овчинные шапки с суконным донышком. Были также распространены войлочные шапки без полей. Модны были у ставропольских крестьян казачьи каракулевые шапки с суконным донышком. У соседей-кочевников крестьяне заимствовали меховые шапки –малахаи. В н.20 в. в крупных торгово-промышленных селах молодые мужчины стали носить картузы.
Летом крестьяне ходили, как правило, босиком. В непогоду надевали «поршни» домашнего производства. Поршни изготавливали из сыромятной воловьей кожи. Также носили «коты» или «черевики» твердой формы, сшитые также из черной воловьей кожи.
Носили ставропольские крестьянки и покупные ботинки «на подборах» и заимствованные у горожанок «баретки»-туфли на низком каблуке с пряжками.
Выходной обувью у мужчин были кожаные сапоги, в морозы носили валенки.
Городская культура развивалась в общерусском культурном контексте. Города Северного Кавказа были тесно связаны с сельским хозяйством. Первоначально в их населении преобладали лица военных сословий, но после окончания Кавказской войны, строительства Владикавказской железной дороги и включения Северного Кавказа в социально-экономическую и культурную систему империи быстро растет доля купечества, мещан, рабочего класса.
Города были центрами меновой и ярмарочной торговли. Они превратились также в центры трансляции русской культуры на Северном Кавказе.
Русские администраторы, военные, ученые организовали комплексное изучение Кавказа. Генерал А.П.Ермолов – командующий Кавказским корпусом и управляющий гражданской частью на Кавказе, немало сделал для развития сельского хозяйства, промышленности и торговли кавказской области, поощрял строительство в городах, реконструировал Военно-Грузинскую дорогу, занимался благоустройством курортов КМВ. Русский доктор медицины, профессор Императорской медико-хирургической академии, писатель А. П. Нелюбин положил начало исследованию минеральных источников КМВ. Н. Я. Данилевский (русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель) и  С. М. Броневский  (участник русско-персидской войны 1796 г., директор Азиатского департамента МИД Российской империи, Феодосийский губернатор, историк Кавказа) одними из первых исследовали историю народов Северного Кавказа. 
С Кавказом связаны имена почти всех выдающихся деятелей русской культуры XIX века: А.С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. И. Глинка, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.
В 40-50 гг. 18 в. в Ставрополе открывается первый на Северном Кавказе театр, публичная библиотека, училища, гимназии, первые печатные издания. Новый импульс развитию народов Северного Кавказа дало развитие в регионе светского образования, подготовка русскими преподавателями национальной горской интеллигенции. В 1842 г. при Ставропольской мужской гимназии было открыто подготовительное отделение и пансион для горской молодежи. Гимназия начала приобщать к передовой русской культуре горские и кочевые народы. Здесь стала формироваться местная интеллигенция, как из среды славянских, так и коренных народов.
В Ставропольской гимназии  работали замечательные и прогрессивные педагоги: Я.М. Неверов, Ф.В. Юхотников.

В 70-е годы 19 в. В Ставрополе для улучшения просвещения было создано «Общество для содействия распространению народного образования», а для лучшего развития искусства – «Кружок любителей изящных искусств», отделение Русского музыкального общества.
Ведущая роль в духовной жизни кавказского края отводилась церкви. В 1842 г. кавказская область с Черноморией были выделены в особую епархию с центром в г. Ставрополе. В области строятся новые церкви, монастыри. В 1846 г. была открыта духовная семинария в Ставрополе.
На Кавказ правительство присылало лучших церковных деятелей. Так, в 1857 г. епископом Кавказским и Черноморским стал Игнатий Брянчанинов – подвижник и духовный писатель.
Далекая в те времена южная провинция России-Ставропольская губерния-втягивалась в общее русло великой русской культуры, науки и просвещения. Она порождала самобытные таланты, которые внесли вклад в общее дело.
Неоценим вклад в изучение истории, культуры, этнографии Северного Кавказа замечательных ученых-краеведов И.В. Бентковского и Г.Н. Прозрителева. В 1906 году в Ставрополе были открыты Ставропольский музей Северного Кавказа и Городской музей учебных наглядных пособий. В советское время оба музея были объединены, сейчас это Ставропольский краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
Естественные науки обогатил своими трудами зоолог Н.Я. Динник.
На рубеже веков жил и творил на Ставрополье замечательный писатель И.Д. Сургучев, незаслуженно забытый в советское время.
В первые десятилетия XX века, в эпоху индустриализации и культурной революции, на Северный Кавказ приезжали квалифицированные специалисты, которые трудились в разных сферах производства.
В советский период русская инженерно-техническая интеллигенция и рабочие создали на Северном Кавказе мощный индустриальный потенциал, способствовали освоению природных ресурсов, преподаватели помогли ликвидировать неграмотность и создать развитую систему среднего и высшего образования, ученые организовали научно-исследовательские учреждения, музеи, заповедники и др. Русские участвовали в реализации программ по культурному строительству, развитию литературы, национальных театров, киноискусства, создания системы здравоохранения и т.п.

Материал подготовлен с использованием следующих источников:
Литература: 
Гриценко, В.Б. История земли Минераловодской/В.Б.Гриценко.-Мин-Воды, 1998. - 512 с.
История городов и сел Ставрополья: Краткие очерки/Гл.ред.проф.В.А.Шаповалов. - 2-е изд., испр. и доп.-СтавропольЮ, 2008. -756 с.
Казаки/Под ред. Б.А.Алмазова.-СПб, 1999. -88 с. (Серия "Иллюстрированная история Отечества")
Край наш Ставрополье: Очерки истории/Научные редакторы проф. Д.В.Кочура и проф. В.П.Невская.-Ставрополь, 1999.-528 с.
Кругов, А.И.Ставропольский край в истории России (к.18-20 век): Региональный учебник для старших классов общеобразовательных учебных заведений/А.И.Кругов. -Ставрополь, 2001. - 352 с.
Мамонтов, М.С. Новоселицкий район в истории Ставрополья и России/М.С. Мамонтов.-М.,2003.-424 с.
Народы Ставрополья: их прошлое и настоящее:(информационно-библиографический блокнот)/ГБУК СК"СКДБ им. А.Е.Екимцева"; НМО; сост. Н.Д.Иванова; ред.Н.П.Яркина. - Ставрополь,2015.-25 с.

Фото с Интернет-ресурсов:

Комментариев нет:

Отправка комментария