пятница, 15 мая 2020 г.

Мы продолжаем публикацию материалов о народах, 
проживающих на территории Ставропольского края.

История появления и жизни греков на Северном Кавказе уникальна: еще в I веке нашей эры святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Катанит проникли в горные районы Предкавказья и начали свою апостольскую деятельность среди горских народов. В середине VII века греческие миссионеры беспрепятственно проходили в самые отдаленные уголки Северного Кавказа, вместе с христианской верой неся византийскую культуру и просвещение.
На территории Ставрополя, там, где берет начало речка Грушевая, были обнаружены следы греческого поселения, относящиеся к IV-III векам до нашей эры. У археологов это место именуется Грушевским городищем и достаточно хорошо изучено. Цитаделью был укрепленный с северной стороны мыс, остальных сторон защищенный балками и оврагами глубиной от 50 до 100 метров. Со временем вместо примитивного вала была построена настоящая крепостная стена, опоясавшая всю цитадель. Судя по конструкции, в ее возведении принимали участие греческие строители.
Археологами было собрано двадцать восемь ручек амфор с клеймами-штампами. Клеймо изображало эмблему Родосской республики - цветок граната или бутон розы. 
С тех стародавних времен до сегодняшних дней жизнь и развитие Северо-Кавказского региона и, в частности, Ставрополья, неразрывно связана с народом Эллады, язык которого звучит в привычных названиях городов и географических названий, а многие сыны греческого народа навсегда вписаны в историю как выдающиеся деятели и герои державы Российской.
Современное греческое население Кавказа, в том числе и Северного, составляют потомки переселенцев Нового времени из Малой Азии, с территории Турции. В XIX столетии греки, как и другие христиане, стали испытывать усиливающееся давление со стороны турецких властей, и поток переселенцев из Малой Азии увеличился. Покидая под давлением мусульманских правителей территорию Османской империи, где их предки жили с античных времен, греки искали пристанище в России. Первоначально они поселялись в Закавказье, затем на Кубани, а с середины прошлого столетия - на Ставрополье. 
В настоящее время греки – четвертая по численности национальность в Ставропольском крае. Численность греков в крае в 2010 году составила 33,6 тыс. человек. 
Наиболее компактно они проживают в городах Кавминвод, в Нагуте, Бекешевке, Суворовке, Спарте (Карачаево-Черкесия), селе Греческом и, конечно, в краевом центре - Ставрополе, в переводе как раз с греческого - городе Креста.



Именно греки впоследствии основали село Ногут, вскоре рядом с греками стали селиться и русские крестьяне-выходцы из центральных губерний России, которые впоследствии составили большинство населения Ногутов.
Вот как описывается жизнь греков в селе Ногут в книге А. Твалчрелидзе «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношении» (1897 г.):
"Население села составляют русские и греки, образуя вместе одно общество. Всего же в селе имеется 1400 дворов (1970 человек).
В селе имелась одна деревянная церковь Николая Чудотворца, куда ходили преимущественно только русские.
Греки же имели свой молитвенный дом, своего священника и псаломщика.
Все жители села Ногут – как греки, так и русские – православного вероисповедания.
Каждый двор имел свой огород. Жители сажали картофель, кукурузу, подсолнух, лук, огурцы, капусту, свеклу, тыкву, фасоль, петрушку.
Главное занятие жителей села – земледелие и скотоводство. Жители сеяли пшеницу, ячмень, лен, овес, просо.
В селе сильно развит извоз на стороне, особенно этим заняты греки.
В селе занимаются пчеловодством, виноградарством.
Село известно своими промыслами: здесь есть свои сапожники, портные, кузнецы, бондари, ткачи.
Поначалу греки жили в Ногутах в очень бедственных условиях. Жилища их представляли собой сырые землянки – «лисьи норы», жили вместе со скотом. Пища была самая жалкая- пресный хлеб, похлебка пресная, зелень.


Но прошло время, и греки наладили свой быт. Стали строить такие же дома, как и у русских – одноэтажные с тесно застроенным комплексом хозяйственных построек. Греческие женщины научились печь хлеб как у русских. Пекли его в русских печах (по-гречески - фурния). Вся домашняя утварь делалась вручную местными умельцами. До сих пор в некоторых домах пожилых людей в с. Греческое можно увидеть старинные предметы домашнего обихода: деревянное корыто (скафиз) для замешивания теста, деревянную взбивалку масла (ксиланг).
Муку греки мололи на ручных каменных мельницах, которые назывались шоромиля.
Что касается одежды греков-переселенцев, то долгое время в ней преобладали некоторые элементы традиционного национального костюма как у мужчин, так и у женщин, хотя греческие женщины охотно принимали впоследствии крой и шитье русских крестьянок.
Скот, домашнюю птицу греки содержали бережно и, как результат, продукты скотоводства и птицеводства у них получались лучшего качества. 
Все греки и почти все гречанки более или менее чисто говорят по-русски. Мужчины-греки все до одного грамотные.
Греки были примерными трезвенниками, греческие семьи в Ногутах были образцом супружеской верности, отличались почитанием старших, уважением и любовью».  
Однако, несмотря на наладившуюся жизнь, в конце 19 века греки из села Ногуты решили переехать и основать новое село под названием Греческое, всего в 9 километрах от Ногутов. Главная причина – земельный вопрос между греками и русскими, которых становилось все больше в Ногутах. А греки в силу своего вспыльчивого характера не могли решать эти вопросы мирно, часто возникали конфликты, частые ссоры и драки.

Для переселения грекам было предложено несколько мест. Старики села выбрали место в широкой балке р. Сухой Карамык, недалеко от неумирающего живого родника, названного впоследствии «Калон Гуин». Живительный родник обложили камнем, ведь родник стал на долгие годы главным источником жизни на селе. От этого родника в село впоследствии провели водопровод.
Греков переселилось тогда чуть более одной тысячи человек. Первоначально дома в селе Греческом строились из саманного кирпича, обычно из двух комнат с невысокими потолками, полы в них были глиняные. 
Кирпичных домов было мало – их строили себе зажиточные греки. Крыши домов крылись местной черепицей (в селе был собственный кирпичный и черепичный заводы Карпо Симоненко), у богатых - железом. С 1914 года в селе стала работать своя мельница. В 1909 году была построена церковь Георгия Победоносца.


фото с сайта 
https://photosight.ru/photos/2601082/

      Необычна и нелегка судьба села Греческого. Его жителей не миновали землетрясение 1910 года, холера 1921 года, засушливые, мореные голодом страшные двадцатые годы. Не миновали греков и белогвардейские пули, и кулацкие обрезы. Славные сыны Греческого участвовали в первой мировой, на фронтах гражданской и Великой Отечественной войнах.
Продолжение следует...
В следующем выпуске мы расскажем об известных греках Ставрополья.

При подготовке выпуска использовался материалы и фото из книги С.С. Чулгуниди "Пришедшие за счастьем" (2007 г.), из фонда отдела "Краеведение".






Комментариев нет:

Отправка комментария