понедельник, 13 апреля 2020 г.


Народы Ставропольского края 


     На Северном Кавказе, где живут более пятидесяти народов, говорящих на разных языках, придерживающихся разных религий, на территории трех республик-Карачаево-Черкессии, Дагестана, Чечни, в Ставропольском крае, а также в Нижнем Поволжье, живут, работают, так же, как и все, мечтают о лучшей доле ногайцы-равноправный народ РФ. Своеобразный, с интереснейшей историей, с древней самобытной культурой народ. Ногайцы сохранились как народ только в России. Их общая численность сегодня составляет около 100 тыс. человек. На территории Ставропольского края проживает около 22 тыс. человек.




После распада Ногайской Орды и образования двух улусов – Большие и Малые Ногаи во второй половине 15 века-северокавказские степи становятся основным районом обитания ногайцев. Восточные районы Северного Кавказа были освоены выходцами из Малой Ногайской Орды, а низовья Сулака и Терека – из Большой Ногайской Орды.


До 17 века ногайца были кочевниками-скотоводами. Огромные стада лошадей, коров, коз, овец, двугорбых верблюдов перегонялись по степям Поволжья и Северного Кавказа. Скот кормил и одевал ногайцев. Земледелием они тогда не занимались совсем, хлеба употребляли очень мало, выменивая его у других народов.
Религиозная принадлежность-мусульмане-сунниты (со времен Золотой Орды).
Жили ногайцы в кибитках-юртах, которые при передвижении ставились на двухколесные арбы, запряженные волами или верблюдами. Кибитка делалась из тростника или деревянных досок. На основу накладывался войлок.


В 1793 г. на землях ногайцев были образованы четыре приставства. В 1803 г. для ногайцев этих четырех приставств было учреждено самостоятельное приставство во главе с ногайским князем генерал-майором Султаном Менгли-Гиреем.
Султан Менгли-Гирей — крымский царевич из рода Гиреев,генерал-майор (1801) российской армии, ногайский пристав (1803).
Султан Менгли-Гирей получил чин генерал-майора «за храбрость, усердие и преданность России». Российский император Александр Павлович поручил использовать его на Северном Кавказе, «чтоб привязанность его к России обращалась в добрый пример его соотечественников и утверждала бы их в приверженности к империи».
Кавказовед И. В. Бентковский писал: «Назначение Султана Менгли-Гирея начальником ногайцев было для них великим и желанным событием, а с нашей стороны большим политическим тактом».
В 1822 году император  подписал указ о выделении Менгли-Гирею 5 тысяч десятин земли «в вечное и потомственное владение». Менгли-Гирей выбрал земли «по обе стороны Кумы», вблизи своего аула Покоривший, одноимённого с расположенным там же редутом.
Султан Менгли-Гирей поселился на берегу Кумы в Георгиевском уезде Кавказской области. Здесь он построил свою усадьбу с мечетью. После смерти Менгли-Гирея его усадьба перешла во владение его сыновьям Джанибек-Гирею и Тохтамыш-Гирею, а затем и внукам Джанибеку и Тохтамышу. Занимались Султан-Гиреи коневодством, часть земли сдавали в аренду. Но строительство железной дороги изменило их жизнь.


В 1872 году началось строительство Ростово-Владикавказской железной дороги и часть пути согласно плану должна была проходить по землям Султан Менгли-Гиреев. Правительство предложило помещикам сдать часть своей земли в аренду для проведения железнодорожной линии. Султан Гиреи согласились. Кроме того, когда несколько лет спустя здесь образовался поселок, помещики стали сдавать жителям поселка землю в аренду по 12 рублей в год за усадебное место. Поселок стал называться Султановский. Произошло это в 1878 году. Так возник город Минеральные Воды.


Но это не единственная связь нашего города с ногайским народом. После окончания Кавказской войны 1817-1864 гг. значительная часть ногайцев эмигрировала в Турцию, но спустя несколько лет часть из них вернулась на Ставрополье. Они поселились на берегу р. Кумы близ горы Кинжал (Сюерше) образовав в центральной части Северного Кавказа оседлый аул Канглы. Произошло это в 1866 году.
Название аулу дали традиционное, ногайское, очевидно по названию древнего племени канглы. Жители окрестных сел долгое время называли это поселение сорокаулом, т.е. составленным из сорока аулов.
В 1892 году село Канглы состояло из 596 домов, проживали там 1680 человек. Занимались ногайцы преимущественно скотоводством, но начали понемногу осваивать и земледелие. Сеяли просо. Одним из распространенных промыслов было изготовление женщинами белого шерстяного тонкого и красивого сукна, которое шло на пошив башлыков и черкесок.
До революции в селе было одноклассное училище, в котором обучались 21 мальчик и 4 девочки.


В первые годы Советской власти у ногайцев, в том числе канглинцев, появилась своя письменность, в 1938 году переведенная на русскую основу, вместо латиницы. Школа в Канглах долгое время располагалась в нескольких зданиях и только после войны, в 1961 году для нее было построено отдельное здание, а в 2009 год — принято в эксплуатацию новое здание.

Сейчас средняя общеобразовательная школа № 1 – одно из лучших учебных заведений края. Шестикратный лауреат Всероссийского конкурса «Школа года». Имеет почетное звание «Школа века». Занесена в большую энциклопедию «Лучшие школы России». 90 % учащихся — дети ногайской национальности, остальные 10 % учащиеся разных национальностей. С 1988 годы в школе с 1-го класса ведется изучение ногайского языка. Директором школы вот уже более 30 лет является Айшат Абдуловна Ахметова.
По переписи 2010 года сейчас в селе Канглы проживают 3235 человек. Село растет и благоустраивается. Вместо саманных домиков появились добротные кирпичные дома.
В 1996 году была открыта новая центральная мечеть села. В этом же году в Канглы был наконец проведен газ.


Не остались в стороне ногайцы села Канглы и в годы ВОВ: 640 жителей села ушло на фронт, 184 из низ пали смертью храбрых на полях сражений. Несколько дней до окончания войны не дожил храбрый артиллерист, награжденный боевыми орденами Ажумар Ибрагимович Баталов. В память о нем его именем названа одна из улиц села Канглы. Также в селе еще две улицы носят имена участников войны - Бакаева Суюна Ажгереевича и Амансаева Ажгерея Муталиповича. В 1996 году открыт памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.


Абдулжалилов Фазиль Апасович (1913—1974) — ногайский писатель. Один из основоположников ногайской литературы.
Фазиль Абдулжалилов родился в 1913 году в селе Канглы (ныне Минераловодский городской округ Ставропольского края. В 1932 году окончил Черкесский педагогический техникум.
Первые произведения Абдулжалилова были напечатаны в 1931 г. Фазиль Абдулжалилов является автором повестей «Двое из многих» (1936), «Семья сильных» (1950, о Великой Отечественной войне, «Асантай» (1955, о жизни ногайцев до революции); пьесы «Побеждённые враги» (1936); сборников стихов «Шумит Кубань» (1955), «Кубань — моя песня» (1957), «Когда отточено перо» (1969); дилогия романов «Бурный поток» (1959) и «Хороша нива — у коллектива» (1966) о коллективизации.
Творчество Ф.Абдулжалилова очень разнообразно, он был талантливым человеком, блестяще владел многими литературными жанрами, писал картины и сочинял музыку. Большинство произведений Ф.Абдулжалилова по тематике тесно переплетаются   с жизнью аула.
Он является автором повестей - «Двое из многих», «Семья сильных», «Асантай», а также  пьесы -  « Побежденные враги». Им написаны сборники стихов «Шумит Кубань», «Кубань - моя песня», «Когда отточено перо».   Также он автор   дилогии    романов «Бурный поток», «Хороша нива - у коллектива» и др.  
Многие его стихи стали народными песнями.  Ф.Абдулжалилов сыграл важную роль в становлении и профессиональном росте молодых ногайских поэтов и прозаиков.
Романы, повести, рассказы, пьесы, поэмы, стихотворения Фазиля Абдулжалилова стали доступны широкой читательской аудитории, благодаря переводам замечательных русских писателей В. Астафьева, Н. Капиевой, В. Максимова, С. Никулина, И. Кашпурова.
Талант писателя проявился и в качестве переводчика, многие свои произведения писатель перевел и сам, продемонстрировав великолепное знание русского языка. Кроме того, именно благодаря таланту Фазиля Абдулжалилова до ногайского читателя на родном языке дошли многие известные шедевры выдающихся русских писателей, а также мастеров слова братских литератур народов Карачаево-Черкесии.


Одним из активных проповедников национальной культуры ногайцев является местная поэтесса Галина Шалдулаевна Юсупова. Способность говорить стихами досталась ей от отца, который на сельских играх, посиделках, вечеринках отличался быстротой мысли, мгновенной рифмовкой частушек.
Галина Юсупова по специальности медицинская сестра. Закончила канглинскую школу и Черкесское медицинское училище. Первые стихи появились в школе, а напечатали в газетах, когда была студенткой. Она остро переживает пробел в своем образовании-незнание литературного ногайского языка, ни в школе, ни в училище тогда его не изучали. В основном мыслит и пишет на русском языке. Пишет о дружбе между людьми, нациями, о любви к Родине, к своему селу, школе. В селе – Галина Юсупова – известный и уважаемый человек. Она пишет сценарии проведения праздников, молодежных вечеров, помогает творческим коллективам Дома культуры. Она стала одним из основных инициаторов и организаторов проведения в селе религиозных праздников, в том числе и праздника Курбан-Байрам. Галина Шалдулаевна является внештатным корреспондентом газеты «Ногай Давысы», печатается в литературном сборнике «Половецкая луна», участвует в съездах ногайского народа.

Ногайцы бережно хранят свои национальные традиции-язык, фольклор. 

Комментариев нет:

Отправка комментария